В данной статье затрагивается тема механической обработки крупногабаритных деталей в судостроении, судоремонте, применение новых технологий для повышения эффективности работ.
Механическая обработка крупных корпусных деталей при строительстве судов является одним из самых сложных и ответственных процессов. Это связано с очень высокими требованиями конструкторской документации к точности и качеству при производстве токарной, фрезерной обработки, шлифовки и сверлении. Работы производятся в обязательном порядке на корпусных деталях различных узлов судна, в том числе на валопроводах (дейдвудных устройствах), фундаментах ВРК, пере руля, фундаментах под установку специального оборудования.
Крупные габариты и очень большая масса корпусных деталей не позволяет монтировать их в стационарные станки. Более того, во многих случаях это нецелесообразно в связи с тем, что после их приварки они теряют изначальную геометрию и необходимое положение в пространстве. Температурные изменения окружающей среды так же влияют на тепловое расширение металла и изменение посадочных размеров на этапе монтажа вспомогательного оборудования.
Технология механической обработки с применением мобильных станков различного назначения - единственный способ обеспечения требований КД. Данная технология разработана достаточно давно. Еще в 60-х годах прорабатывались процессы токарной, фрезерной обработки поверхностей с использованием отдельных компонентов стационарных металлообрабатывающих станков. Эти изделия условно можно было назвать мобильными. Время их монтажа на корпус судна и юстировки могло в разы превышать время на саму механическую обработку.
Сегодня же техническое развитие в мировом машиностроении, возможность использования специальных технологий и материалов при изготовлении компонентов станков, позволило создавать более компактные и удобные при монтаже и эксплуатации, но при этом не менее производительные мобильные станки, которые являются незаменимыми помощниками в решении задач как в судостроении, судоремонте, так и в других отраслях. Линейно-расточные станки применяются для решения большого количества задач:
При ремонте линейно-расточные станки используются для:
Портативные фрезерные станки позволяют выполнить механическую обработку:
Карусельные мобильные токарно-фрезерные станки выполняют обработку круглых фундаментов под установку ВРК, обработку опорных фундаментов под установку кранового подшипника, обработку кессонов и опорного кольца под установку ядерного реактора и обработку других круглых фланцевых соединений и фундаментов.
Токарные станки для обработки валов выполняют обработку наружных цилиндрических поверхностей в любом месте на валу, обработку мотылёвых шеек коленвалов, цапф.
Таким образом высокая скорость выполнения работ и, в частности, производительность мобильных станков позволяет существенно сократить затраты и сроки сдачи заказов, затраты и сроки на проведение ТО и ремонта судов.
В настоящее время современные мобильные станки представлены разными странами. Мировой лидер в их производстве – компания CLIMAX - США. Многие годы наша компания являлась эксклюзивным представителем технологий и оборудования CLIMAX на территории РФ и стран бывшего СНГ. Однако мы не занимались лишь перепродажей имеющихся в линейке станков, нашей задачей всегда было предложить готовое или специальное решение под требования наших Заказчиков. Совместно с инженерами CLIMAX наш собственный штат технологов и конструкторов занимался проработкой большого числа специальных проектов в различных отраслях промышленности.
Накопленный многолетний опыт поставок и выполнения сервисных работ на месте позволил нам с 2016 года начать конструкторские разработки некоторых моделей станков и в 2019 году самостоятельно изготовить и поставить первые станки собственного производства, в том числе и в судостроение (АВ). С началом СВО CLIMAX, как и многие другие поставщики, ушел с нашего рынка. Благодаря собственной метрологической службе и технологиям реверс-инжиниринга мы взяли все самое лучшее из станков CLIMAX, доработали их конструкцию с учетом многолетнего опыта работы нашей сервисной службы во всех отраслях промышленности и суровых условий эксплуатации. Результатом этой работы стало появление российского бренда станков под названием «ПАРДУС» производства ООО «НТ-Сервис» - полноценной альтернативы мобильному металлообрабатывающему оборудованию мировых брендов.
На сегодняшний день мы осуществляем полную разработку проектов, 3Д моделирование, выполняем прочностные расчеты, формируем конструкторскую документацию, выполняем входной контроль узлов и компонентов, сборку, настройку, испытания, обслуживание. Механическую обработку компонентов производим на мощностях наших партнеров в России и за рубежом.
В настоящий момент 10 моделей станков запущено в серию, поддерживается наличие запасных частей и комплектующих на складе. 4 модели станков на этапе проектирования и изготовления.
В 2024 году для предприятий судостроительной отрасли были поставлены: станок ПАРДУС для обработки фундаментов ВРК до 6100 мм (ССК «Звезда»), линейно-расточной станок с диаметром расточки до 2200 мм для расточки дейдвудных устройств («Балтийский завод»).
В общей сложности нашей компанией было поставлено более 65 комплектов мобильных станков на девять крупнейших судостроительных и судоремонтных предприятий РФ. Силами нашей сервисной компании выполнено более 30 сервисных работ «на месте».
В настоящий момент ООО «НТ-Сервис» строит собственный металлообрабатывающий завод площадью 2000 м2. В конце это 2024 года планируется его сдача в эксплуатацию.
Производственные задачи судостроения, судоремонта и связанных с ними отраслей производства требуют надежного и производительного оборудования, добросовестных и ответственных поставщиков и производителей. Наличие на рынке качественного российского продукта дает уверенность в сроках поставки, технического обслуживания, гарантийного и послегарантийного ремонта поставляемого оборудования. И как следствие уверенность Заказчиков в собственных сроках и реализации календарного плана.